Автор: Кристина Наттрасс (Christine Nattrass) , аспирант Йельского университета (Физика тяжелых ионов), коллаборант эксперимента RHIC в Брукхэвенской национальной лаборатории (BNL)
"В октябре я посетила 3ю Международную конференцию "Женщины в физике" (ICWIP) в Южной Корее. Как Йельский университет, так и Брукхэвенская национальная лаборатория сделали взносы в размере 5 000 долларов, и каждый из них дал возможность поучаствовать в конференции двум физикам из развивающихся стран. Это была хорошая возможность встретить женщин-физиков из других стран, обменяться опытом и помочь друг другу преуспеть в области, где во всем мире доминируют мужчины. Конференция длилась 3.5 дня, и в ней принимали участие представители более чем 100 стран.
Разговоры с другими женщинами об их опыте были поучительными. Существуют культурные отличия в проявлении гендерной предвзятости, но во многом наше положение одинаково, и в более развитых странах не всегда встречается большая беспристрастность. Одна из делегатов из Южно-Африканской Республики рассказала, как она за несколько лет организовала женский профсоюз в Южно-африканском институте физики. Она столкнулась со значительно меньшим противодействием со стороны мужчин и смогла организовать профсоюз женщин-физиков за существенно меньший срок, чем это удалось женщинам из Национального общества чернокожих физиков США или Австрийского физического общества. Многие развивающиеся страны имеют больший процент женщин-физиков, хотя и существует сильная отрицательная корреляция между заработной платой и статусом работ в физике, и процентом женщин, занимающихся физикой.
Пройдет еще немало времени, прежде чем женщины-физики получат равные с мужчинами перспективы и возможности. Отчет Массачусетского технологического института (MIT) о положении женщин в науке показал, что федеральные ведомства последовательно меньше платят, выделяют меньше лабораторного пространства и дают меньше грантов женщинам-исследователям, чем мужчинам с такими же квалификацией и научными достижениями*. Исследования в сфере экологии продемонстрировали, что статьи, написанные женщинами, принимаются чаще, если процесс принятия является двойным слепым, а не односторонним слепым**. Если говорить о более близкой нам области (физике высоких энергий), то изучение распределения докладов в D0 эксперименте показывает, что женщинам нужно быть примерно в 2.5 раза более производительными, чем мужчинам, чтобы получить то же количество приглашенных докладов***. В среде с ограниченными ресурсами (чем наше направление в физике и являлись в последние несколько лет) выживание самого этого направления зависит от того, насколько эффективно мы поддерживаем и поощряем самых продуктивных исследователей – а сейчас мы делает это не очень эффективно.
Участие в конференции заставило меня задуматься о том, как наше научное сообщество может помочь в обеспечении равных возможностей для женщин. Все наши научные проекты являются международным сотрудничеством, и все участники должны провести некоторое время в BNL. Предполагается, что зарубежные участники будут использовать средства для профессионального развития, имеющиеся в лабораториях, и мы должны гарантировать, что они знают об этих ресурсах и пользуются ими. Мы также должны использовать наши достаточно частые научные собрания для того, чтобы женщины-физики получили возможность устанавливать деловые контакты и обмениваться научной информацией.
Одна из обычных проблем, с которой сталкиваются женщины-физики из развивающихся стран – это недостаток возможностей организовать женский профсоюз, общаться друг с другом, обмениваться информацией, получать советы по карьерному росту и т.п. Научное сообщество в области физики высоких энергий может облегчить некоторые из этих трудностей благодаря частым командировкам и встречам, которых требует ход наших исследований. Исполнительный комитет участников RHIC/AGS организовывает комитет по вопросам карьерного роста и ярмарку вакансий на следующей конференции "Quark Matter". Хотя эти усилия и не направлены исключительно на женщин, они принесут им огромную пользу, так как женщины обычно имеют меньший доступ к ресурсам по продвижению карьеры и обмену информацией, чем мужчины.
Совместные ланчи женщин также могут быть внедрены на собраниях и конференциях для того, чтобы женщины, находящиеся на начальных этапах своей карьеры, могли видеть перед собой образцы для подражания. Особенно это касается стран с небольшими научными сообществами, где женщины могут не знать ни одной женщины-физика с высокой научной степенью. В некоторых странах может вообще не быть женщин в старшем преподавательском составе. Поэтому налаживание научных контактов, которому мы можем способствовать, очень важно - чтобы женщины из младшего научного состава встречались с людьми, которые дадут им советы в построении карьеры, а также для обмена стратегиями борьбы с дискриминацией, с которой они могут столкнутся на своем карьерном пути.
Физика высоких энергий является микрокосмом международного физического сообщества. Это дает нам уникальную возможность обратиться к зарубежным физикам и убедится, что им доступны карьерные средства, в которых они нуждаются. Есть много вещей, которые очень легко сделать, но которые будут иметь значительный эффект в поддержке женщин-физиков во всем мире. Выше я упомянула некоторые из таких действий. Больше информации по этому вопросу можно найти на сайте Комитета по положению женщин в физике:
APS Committee on the Status of Women in Physics"
i. First and Second Committees on Women Faculty in the School of Science at MIT, “A Study on the Status of
Women Faculty in Science at MIT”, 1999, http://web.mit.edu/fnl/women/women.html
ii. Buden et all, “Double-blind review favours increased representation of female authors”, Trends in Ecology and Evolution Vol.23 No.1
iii. Towers, “A Case Study of Gender Bias at the Postdoctoral Level in Physics, and its Resulting Impact on the Academic Career Advancement of Females”, arXiv:0804.2026v3
Релятивистский коллайдер тяжелых ионов RHIC (Relativistic Heavy Ion Collider) является частью Брукхэвенской национальной лаборатории (Brookhaven National Laboratory). Это ускоритель мирового класса, который используется физиками со всего мира для изучения того, как выглядела наша Вселенная в несколько первых мгновений своего существования после Большого Взрыва. Эксперименты на RHIC помогут понять, почему наш мир является таким, как он есть – от малейших элементарных частиц до самых больших звезд.
Источник: BNL/RHIC
Комментариев нет:
Отправить комментарий